«Голландский провокатор» — 10 советов от Пола Верховена

Его называют «голландским провокатором», человеком покорившим Америку и конечно же аплодируют стоя за такие картины, как «Основной инстинкт», «Робокоп» и «Вспомнить всё». Режиссер Пол Верховен, или точнее Паул Верхувен – знаковая фигура для Голливуда и всего мирового кино, и хотя сам мастер, ввиду возраста (18 июля 2018 Верховен отметил восьмидесятилетие), уже отошел от дел, но его советы и рекомендации по-прежнему актуальны для тех, кто хочет снимать качественные фильмы.

Впрочем, многие режиссеры, пытавшиеся приблизиться к успеху картин Верховена брались снимать продолжения его культовых фильмов, но потерпели неудачу. Ни «Основной инстинкт-2», ни вторая и третья части «Звездного десанта» не вызвали у зрителей ажиотажа, а сам голландец признался, что «терпеть не может сиквелы».

— Когда режиссер снимает сиквел, — сказал Верховен своим поклонникам, – он уже все знает и чувствует себя в безопасности. Но этого не должно быть: режиссер должен сомневаться, нервничать, потому что любое произведение искусства – это путешествие в неизвестность».

Не менее холодно Верховен оценил и ремейки на свои фильмы «Вспомнить все» и «Робокоп». По его мнению, их авторы слишком серьезно отнеслись к материалу, а создатели ремейка на «Вспомнить все» «вообще не поняли, о чем фильм». Также режиссер признался, что при просмотре ремейков на свои картины чувствует себя так, как будто его уже похоронили.

Будем честны, Верховен имеет право на такие оценки и то, что наснимали последователи по мотивам его фильмов заметно уступает оригиналам. Мы же остановимся на наблюдениях Верховена о режиссуре и будем надеяться, что к его советам прислушаются и возьмут на вооружение.

 

1. Держите себя в форме

Рекомендую всегда поддерживать хорошую физическую форму. Избегайте алкоголя и других злоупотреблений, потому что кинопроизводство — вещь и без этого очень изнурительная. Создание фильма — это двадцать четыре часа непрерывной работы, поэтому свободное время лучше тратьте на сон.

2. Плывите по течению

Если вы хотите работать в США, то лучший совет, который я бы сам хотел услышать, сводится к формуле «Плыви по течению». Не пытайтесь привнести что-то свое собственное. Просто старайтесь быть американцем и быть с американцами, следовать за ними. Забудьте обо всем, чему вас учили в Европе. Конечно, европейские черты здесь все еще можно найти, но все равно у них американское преломление. Запомните, что в Штатах все устроено примерно так: вы приходите, вам говорят, что делать, и вы это делаете. Собственное видение вы можете привнести, только если будете еще и продюсером своего фильма, как это делает Стивен Спилберг, например. В общем, для собственного творчества в Америке пространства очень мало, по крайней мере, для меня. Хотите делать что-то свое — делайте это лучше в Европе.

3. Уделяйте особое внимание подготовке

Старайтесь уделять подготовке как можно больше внимания. Обязательно делайте зарисовки, раскадровки, записи, пометки. Они помогут, когда у вас возникнет ступор или вдруг потеряете вдохновение. Иногда в таких ситуациях можно просто посмотреть на раскадровку и сделать все по ней. Возможно, это будет не самое лучшее решение, но это будет хоть какое-то решение, и вы не будете просто сидеть с мыслью: «Так, нужно срочно что-то изобрести». Конечно, никогда ничего не получается так, как вы планировали в сценарии. Даже если раскадровать каждый кадр, площадка неизбежно внесет свои коррективы. Даже если все детально спланировать, все равно останутся вещи, которые невозможно предугадать. Это, кстати, очень удивляет студии. Иногда приятно удивляет, а иногда и не очень.

4. Принимайте свои фильмы и бойтесь их

Мистика искусства в том, что когда вы что-то начинаете творить, вы не знаете, чем это закончится. Ваша интуиция и талант заставляют вас творить, но важная вещь состоит в том, что вы можете не знать, что именно делаете. Художник — это в каком-то смысле путешественник, человек, ищущий приключение, открывающий что-то. Без приключения творчество становится извращением, именно поэтому я никогда не делал сиквелов. Ведь если вы уже сделали что-то однажды, путешествие пройдено, а значит в чем смысл его повторения? Фильм должен быть чем-то, что вы воспринимаете и что вы боитесь одновременно.

5. Доверяйте своей команде

Будьте доброжелательны и сохраняйте хорошие отношения с актерами и съемочной группой. Выслушивайте предложения и будьте готовы признать, если вы в чем-то неправы. Будьте готовы даже принести извинения перед всей командой, если это необходимо. Я до сих пор иногда так делаю. Не бойтесь показаться человеком, совершающим ошибки. Как говорили мне мои родители: «Если у тебя случился конфликт, постарайся разрешить его до захода солнца». Очень хороший совет относительно кинопроизводства, на мой взгляд.

А еще я очень верю в режиссеров монтажа. Разве можно говорить о творчестве, если я буду рассказывать монтажеру, как ему работать? Поэтому важно доверие. Конечно, если я вижу, что сцена решается не так, как нужно, я попрошу ее переделать, но такое случается редко. Все, что нужно, — это выбрать правильного режиссера монтажа. Я стараюсь никогда не вмешиваться в работу монтажера, или оператора, или композитора. Они могут проявить свой талант только тогда, когда имеют абсолютную свободу. И я даю им ее.

6. Смейтесь над своими ошибками

У меня до сих пор хранится моя «Золотая малина» (антинаграда в номинации «Худший режиссер» за фильм «Шоугелз»). Прийти и получить ее было очень освобождающим опытом. Как завещал Иисус: «Если тебя ударят по правой щеке, подставь левую». Уверяю вас, Иисус был абсолютно прав. Возможно, «Золотая малина» — это не та слава, которой я добивался, но тем не менее чувствовал я себя, как будто воскрес после распятия.

7. Главное в фильме — это актеры

Знакомьтесь с ними на вечеринках. Дружите с ними. Если в вашей картине будут актеры калибра Брэда Питта, ее точно получится сделать, и это уже не будет зависеть от продюсеров.

Какие три качества я ценю в актерах? Во-первых, они должны быть красивыми. Я ведь хочу, чтобы мой фильм окупился. Во-вторых, они должны выполнять то, что я им говорю. А третье тогда уже и не имеет значения.

8. Нельзя поставить постельную сцену, если ты сам никогда не занимался сексом

Снимая все постельные сцены, я основывался на своем личном сексуальном опыте. Ну, и на опыте тех женщин, которые были со мной. Я подробно расписал каждую постельную сцену в сценарии «Основного инстинкта». Актеры всегда знали, какая часть их тела попадет в кадр, что им нужно целовать, а что лизать. Они, конечно, поначалу спорили, но я сумел их убедить, что все будет хорошо.

9. То, что ты делаешь, должно быть успешно

Деньги, которые ты вкладываешь, должны к тебе возвращаться. Это касается и музыки, и живописи, и кинематографа. А еще коммерческое кино позволяет тебе обращаться к самой широкой аудитории, а не только к самому себе или своим друзьям. Кино — это комбинация искусства и коммерции. Если ты делаешь три фильма, которые не окупаются, твоя режиссерская карьера закончена. Таково реальное положение дел.

10. Исследуйте темную сторону

Вселенная — довольно странное место. Разрушение и созидание встречается везде, не только на Земле. Посмотрите на фотографии, сделанные с помощью телескопа «Хаббл», на галактики, которые поглощают друг друга, только представьте себе масштаб разрушений. Меня всегда привлекала эта тема — разрушительная сторона вселенной. Сексуальность, дружба, любовь — это все другие стороны той же медали. И в своем творчестве я стараюсь задействовать обе стороны. Потому что они обе окружают нас.

 

© golden-rhinoceros.ru


Комментарии: