А-44 — неизвестный супертанк Сталина

Главным танком СССР во время Великой Отечественной войны, безусловно, стал легендарный Т-34. Гений наших конструкторов сотворил это оружие Победы, на смерть врагам и на зависть союзникам, однако, была ли в те годы альтернатива «тридцатьчетверке»? Оказывается, что была, но о ней известно очень немногим…

В самом начале войны параллельно с танком Т-34 разрабатывался другой, «харьковский» проект, который мог стать новой вехой в танкостроении тех лет. Действительно оригинальный и многообещающий проект под названием А-44 разрабатывался в Харькове под руководством А.А.Морозова еще в марте 1941 года, когда и велась конструктивная проработка с различными видами брони и основного вооружения.

Руководством страны и ЦК ВКП(б) были определены ТТТ на танк А-44, согласно которым он должен был иметь боевую массу 29-29,5 т, броневую защиту корпуса: лобовая броня 75 мм под углом 60″, борт — 60 мм, корма — 55 мм под углом 35″-45″, днище — 20-25 мм, крыша — 30° мм, башни: лоб — 75 мм под углом 25°, корма 75 мм под углом 15°, бронировка артсистемы — 60 мм.

Основным орудием А-44 предполагалась 76,2-мм пушку ЗИС-5 или 57-мм пушку ЗИС-4, а в качестве вспомогательного оружия планировалась установка двух спаренных пулеметов ДТ в лобовой части корпуса машины. Также существовал вариант вместо пулеметов ДТ установить огнемет с запасом огнесмеси на 10-15 выстрелов.

В основной боекомплект А-44 входили 100 снарядов к пушке и 6000 патронов к пулеметам ДТ, а для полностью огнеметной версии танка – 90 выстрелов огнесмесью и 4500 патронов соответственно. Для ведения прицельной стрельбы использовать перископический (ПТ) и телескопический (ТОД) прицелы.

Сердцем А-44 должен был стать дизельный двигатель мощностью 600 л.с, с помощью которого танк мог развивать скорость 55-60 км/ч. Запас топлива при этом составлял 600 литров. В состав гусеничного движителя входила индивидуальная торсионная подвеска, опорные и поддерживающие катки с внутренней амортизацией, гусеница цевочного зацепления. Для обеспечения связи устанавливать радиостанцию КРСТБ с ТПУ-3 и световую сигнализацию между командиром танка и механиком-водителем.

Построенные перед началом войны макеты А-44 были одобрены Маршалом Советского Союза К.Е.Ворошиловым и лично Сталиным, однако, в ходе проектных работ из-за установки более мощного вооружения и броневой защиты вес танка был существенно увеличен, что переводило перспективную модель уже в разряд тяжелых танков.

Эскизный проект А-44 был выполнен ведущим конструктором А.Бером к 20 апреля 1941 г. и в мае того же года на заседании макетной комиссии представили модель танка в масштабе 1:10. Проект А-44 получил одобрение и во втором полугодии планировалось продолжить работы в этом направлении, а к 1942 г. построить опытный образец. Тем не менее, из-за начавшейся войны и последовавшей за этим эвакуацией предприятий, проект А-44 дальнейшего развития не получил.

Несмотря на то, что танк А-44 так и не был доведен до ума и пущен в производство, наработки при его создании стали основой для Объекта 416, который к сожалению, серийно также не производился, а единственный сохранившийся экземпляр находится в танковом музее в городе Кубинка.

Также стоит отметить, что А-44 присутствует в игре World of tanks, где является средним танком советской ветки седьмого уровня.

© Андрей Рухлов


Комментарии: