13 советов от режиссера Стивена Содерберга

Стивен Содерберг… Что-то знакомое, не правда ли? А между тем, Содерберг – американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист, оператор и монтажёр — лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Независимый дух» за фильм «Секс, ложь и видео» (1989), премии «Оскар» за лучшую режиссуру фильма «Траффик» (2000) и двух статуэток «Эмми» за лучшую режиссуру и монтаж телефильма «За канделябрами» (2013). Помимо вышеупомянутых картин режиссер снял прекрасно известных нашему зрителю «11, 12, и 13 друзей Оушена», а затем и его «8 подруг». Содерберг – один из самых загадочных и разносторонних режиссеров планеты, который работал как с крупными телевизионными проектами, так и с большим кино, а его творческие эксперименты неизменно становятся предметом обсуждений как критиков, так и коллег по режиссерскому цеху. К примеру, один из последних фильмов Стивена Содерберга триллер Unsane (в российском прокате вышел под названием «Не в себе»), был практически полностью снят на камеру iPhone 7 Plus.

Мы в рамках этого материала приведем 13 режиссерских советов, которые особенно пригодятся там, кто снимает малобюджетное кино.

***

1. Исчерпайте весь интерес и двигайтесь дальше

Работа в кино — это лучший способ узнать что-то новое. С каждым фильмом я полностью погружаюсь в его тему, исчерпывая ее без остатка. Например, после съемок «Заражения» я до сих пор самым тщательным образом мою руки, а после «Че» больше в жизни не притронусь к книгам и статьям о Че Геваре.

 

2. Не обманывайте

Я терпеть не могу обман. Вернее так. Я допускаю обман, если нужно придумать, как убедительно выдать этот интерьер за интерьер, находящийся в Риме. Но я не люблю, когда что-то показывают не практическими способами, а с помощью монтажа или визуальных эффектов.

 

3. Герои должны быть не симпатичными, а интересными

Вопрос, который возникает постоянно — будет ли мой герой вызывать симпатию у зрителя, сможет ли аудитория его полюбить. Но я не считаю, что это правильный вопрос. Например, в «Информаторе!» я вообще об этом не задумывался. Меня больше волновало, интересен ли герой или неинтересен, и если он неинтересен, то как его или сделать интересным, или же убрать.

 

4. Придерживайтесь конкретики и дайте время своему кастинг-директору

Когда мы с Коулмэном Хью завершили аутлайн фильма «Пузырь», мы отправили нашего кастинг-директора Кармен Кубу в Паркерсберг с конкретным описанием необходимых нам героев. Она провела там несколько недель, гуляя, встречая людей, общаясь с ними. Когда кто-то подходил под описание, она приглашала этого человека для интервью на камеру. По этим получасовым интервью мы и набрали актеров. Кармен говорила с людьми об их жизни, вовсе не о фильме. Они просто рассказывали о себе, о своем опыте и тому подобном.

 

5. Не репетируйте — выстраивайте отношения

Когда я встречаюсь с актерами, мы просто общаемся о том, как будем работать, что будет происходить на площадке. Накануне съемок мы устраиваем вечеринку, на которой желательно быть всем актерам и всей группе. Я уверен, что это очень важно. Я считаю, что перед большой совместной работой людям необходимо несколько часов, чтобы узнать друг друга, не чувствуя при этом давления производства. Потом ты выходишь на площадку со словами «Эй, Джон, как у тебя дела?».

 

6. Снимайте в хронологическом порядке

Я стараюсь, насколько это возможно, снимать в хронологической последовательности и не давать актерам всей информации о сюжете. У них есть общее представление о проекте, они знакомы с аутлайном, но они не знают, что им предстоит в следующей сцене.

 

7. Не мешайте актерам

Работая с актерами, я стараюсь убедиться, что с ними все в порядке и что они понимают задачу. После этого я предоставляю их самим себе и не вмешиваюсь в их работу.

 

8. Не заставляйте непрофессиональных актеров учить реплики

Я стараюсь давать непрофессиональным актерам ощущение сцены и понимание того, о чем примерно я хотел, чтобы они говорили в кадре. Но делают они это уже так, как это видят именно они.

 

9. Подстраивайте фильм под актеров, а не актеров под фильм

Я всегда стараюсь направить фильм в такое русло, чтобы он больше соответствовал актерам. Мне не нравится, когда актеру приходится говорить: «Я хочу, чтобы ты играл по-другому».

 

10. Снимайте несколькими камерами

Фильм «Пузырь» мы снимали двумя, а в некоторых случаях тремя камерам. Мне не хотелось ставить точки, указывать актерам направление движения, потому что я чувствовал, что это будет их сковывать. И мы почти никогда не делали больше двух дублей, только если были какие-то технические проблемы.

 

11. Работайте с естественным светом

С цифровыми камерами стало гораздо проще поймать необходимый момент. Если вам нужно какой-то определенный свет, вы просто можете снимать в то же время, в которое происходит действие в фильме. Это звучит очевидно, но раньше все было не так. Взять хотя бы режим. Если раньше вы могли снимать в режим только пятнадцать минут, то с цифровыми камерами у вас есть минут сорок, а то и больше.

 

12. Не бойтесь менять идеи

Если фильм не складывается на монтаже, то есть вот действительно не получается, то обойтись небольшими изменениями уже не удастся. Я, во всяком случае, такого не видел. Обычно это означает, что вам нужно менять всю концепцию картины. Но будьте открыты для новой идеи.

 

13. Учитесь на чужих фильмах. На хороших фильмах

Если вы проанализируете великий фильм, он научит вас тому, как создается кино. Отличный пример — «Китайский квартал». Конечно, учиться можно и на плохих фильмах, поскольку они показывают, как не надо делать, но лучше все-таки больше смотреть хорошее кино. Во всяком случае, меня плохие фильмы всегда очень расстраивают.

 

© golden-rhinoceros.ru


Комментарии: